PageRank и взвешенный индекс цитирования (вИЦ)

Последовательность оценки релевантности страницы в Google следующая: сначала проводится ранжирование сайтов в зависимости от внутренних факторов (ключевые слова, HTML-код), затем учитывается тематика (текст) внешних ссылок на страницы сайта, и только потом полученные результаты корректируются данными PageRank.

Показатель PageRank рассчитывается для каждой страницы сайта, проиндексированной Google. Расчет основан на следующей логике: если страница А ссылается на страницу Б, то страница А считает В важной страницей. Если на страницу ссылается много важных страниц, то важность этой страницы возрастает, и ссылки с данной страницы становятся более сильными.

PageRank рассчитывается по специальным формулам, в основе которых лежит определение относительной вероятности посещения страницы пользователем. Иными словами, PageRank представляет собой не что иное, как показатель вероятности нахождения пользователя на той или иной странице. У каждой страницы изначально есть некоторый ненулевой PageRank, даже в том случае, если на нее не ведут никакие ссылки.

От страницы, содержащей ссылки, PageRank передается страницам, на которые эти ссылки ведут. Передаваемая величина PageRank находится в обратной зависимости от количества ссылок на странице. Чем больше на странице ссылок, тем меньшее значение PageRank достанется каждой из “пролинкован¬ ных” страниц. Подобная схема позволяет добиться максимальной полезности для честных односторонних ссылок.

Оперировать весами достаточно неудобно, поэтому для наглядности показатель PageRank конвертируется в оценку по десятибалльной шкале. Именно эту оценку можно узнать, используя специальные программные продукты, например Google ToolBar. Для детального анализа шкала Google Toolbar подходит слабо, поскольку одна и та же оценка может присваиваться ресурсам, имеющим разницу в десятки и даже сотни тысяч единиц действительного веса.

При расчете показателя PageRank учитываются не только внешние ссылки, но и ссылки с внутренних страниц. Важной характеристикой PageRank является то, что он не учитывает текста ссылок, указывающих на страницу.

Какую роль при выдаче поисковых результатов играет показатель PageRank? С его помощью возможна корректировка результатов сортировки релевантных текстовому запросу документов. Роль далеко не главная, и именно поэтому бессмысленно “затачивать” сайт исключительно под достижение высокого значения PageRank. Сколько бы ссылок ни выкупили, сколько бы схем по круговому обмену ссылками ни организовали, если сайт не наполнен хорошим оптимизированным контентом, высоких позиций в Google вам не получить. Высокий показатель PageRank будет крайне полезен для сайта, прошедшего все остальные стадии оптимизации. Грубо говоря, чем выше PageRank, тем эффективнее вы сможете бороться за место под поисковым солнцем со столь же хорошо оптимизированными сайтами-конкурентами.

Поисковой системой Яндекс для учета внешних ссылок и ранжирования сайтов в поисковой выдаче используется взвешенный индекс цитирования (вИЦ). Логика его расчета аналогична PageRank, однако данный показатель сегодня закрыт и нельзя получить его точную оценку.

Показатель вИЦ влияет на выдачу поисковых результатов Яндекса аналогично тому, как влияет показатель PageRank в Google. Подсчитывается он для каждой страницы в отдельности, исходя из количества и веса ссылок с других ресурсов.

Для того чтобы получить высокий взвешенный индекс цитирования в Яндексе и, как следствие, высокие места в поисковых результатах, необходимо, чтобы на ресурс ссылались другие ресурсы, имеющие, в свою очередь, достаточно солидный вИЦ.

Крайне сложно определить степень корреляции между тИЦ и вИЦ, оказывающей непосредственное влияние на ранжирование поисковых результатов. Большинство оптимизаторов сходятся на том, что взаимозависимость есть, но минимальная. Даже если ваш сайт имеет заоблачный показатель тИЦ, это никоим образом не гарантирует того, что он будет иметь преимущества при ранжировании.

Выше мы определили, что внешние факторы авторитетности и ссылочного ранжирования работают в паре. Чем выше авторитетность, тем выше вес текстовой ссылки со страницы сайта. Однако, кроме “количественного” веса, определенное влияние на значимость ссылки оказывают и другие, “тематические” факторы. Поисковая система способна оценивать не только авторитетность, но и тематику сайтов, ссылающихся на ваш ресурс. И если тематика ссылающейся страницы сходна с тематикой той страницы, на которую она ссылается, – вес такой ссылки становится больше. Таким образом, для самого эффективного ссылочного продвижения полезно создание тематических сообществ сайтов, обмен ссылками между которыми будет проводиться по круговому принципу.

Материалы близкой тематики:

Posted in Основы контентной оптимизации.