Яндекс, Рамблер, Google

Поисковых систем в Интернете хватает. Даже в русскоязычном сегменте, отзывающемся на неологизм Рунет, их на самом деле не так уж и мало. Но рынок устроен так, что именно лучший поисковик собирает подавляющее большинство пользователей Интернета и таким образом генерирует львиную долю поискового трафика, в какой бы стране это ни происходило. Качество поиска, разнообразие, актуальность и удобство дополнительных сервисов, раскрученность марки – популярность поисковой системы складывается из множества факторов, причем, что удивительно, способность выполнять свои прямые функции, искать релевантные запросу Web-страницы, далеко не всегда стоит на первом месте. В англоязычном сегменте сейчас правит бал Google. У нас – Яндекс. Остальные поисковые системы, за исключением двух-трех, влачат довольно жалкое существование.

Эпоха Яндекса, наступившая несколько лет назад, не подает никаких признаков к завершению. Высокая динамика смены выдачи, наличие (а главное – своевременное появление) удобных дополнительных сервисов, направленных на конечного пользователя, так и на рекламодателя, активная маркетинговая позиция и, что особенно примечательно, относительная открытость по отношению к добросовестным оптимизаторам – вот основа, определившая гегемонию Яндекса на годы вперед.

Второе место в Рунете с большим отрывом занимает Рамблер. Поисковая система консервативная, честная, с большим количеством отлаженных дополнительных сервисов. Удерживая немногочисленное ядро старых приверженцев, Рамблер, тем не менее, начисто проигрывает Яндексу битву за “молодежь” (здесь имеется в виду, скорее, не возраст человека, а стаж пользователя Всемирной сети). Недостатки, как нередко бывает, стали тут продолжением достоинств: честная и консервативная выдача поисковых результатов меняется слишком медленно, чтобы к Рамблеру было интересно возвращаться. То ли дело – Яндекс с его постоянными “перетрясами”…

Google (Гугл) в этой компании похож на гостя из будущего. Третье место исполина из “доткома” вызывает больше вопросов, чем ответов. С одной стороны, Google официально на российском (и вообще русскоязычном) рынке нет; отсутствует даже представительство компании в России. С другой – понимание поисковым роботом русской морфологии постепенно совершенствуется, дополнительные сервисы, такие как Adwords, становятся все более доступными русским рекламодателям. Разговоры о том, что вот-вот Google возьмется за наш рынок всерьез, ведутся уже давно; в таком случае можно прогнозировать стремительный выход этого поисковика из тени. Если безо всякого продвижения и практически без адаптации к специфике российского сегмента Google спокойно берет свои 10% пользователей, – что же будет, когда эта корпорация приступит к целенаправленному штурму нашего рынка? Вопрос, собственно, риторический.

Получается большая тройка: Яндекс – 55%, Рамблер – 25%, Google – 10%. Вот – три поисковые системы, поставляющих на наши сайты львиную долю поискового трафика. Значит, именно на них и имеет смысл ориентироваться при контентной оптимизации сайтов. Тенденция работать исключительно на Яндекс тоже имеет право на существование, особенно в условиях ограниченного финансирования (чем уже нацеленность, тем сильнее отдача), но необходимо понимать, что указанное выше соотношение – не вечно. И если вероятность появления каких-то новых игроков (или устранения старых) минимальна, то взлет Google – явление вполне вероятное. Да и реорганизация Рамблера, о которой поговаривают в кулуарах, тоже может привести к существенному изменению позиций. Так что оптимизатор, думающий о будущем, имеет все основания для того, чтобы “служить трем господам”.

Другой небезынтересный вопрос, который, впрочем, выходит за рамки нашего текущего исследования, – это структура трафика по каждому из поисковиков. В некоторых источниках можно найти выкладки, гласящие, что трафик Google носит, как правило, информационный характер и в меньшей степени коммерчески ориентированный; с другой стороны, запросы Рамблера являются при прочих равных наиболее “продающими”. Подобных предположений на самом деле гораздо больше, но достоверного подтверждения ни одно из них так и не получило. Так что в рамках данной книги мы подразумеваем, что трафик со всех поисковых систем одинаково полезен для коммерчески ориентированного сайта.

В основе каждой поисковой системы, входящей в “большую тройку”, лежит четкий принцип, отличающий ранжирование в этом поисковике от всех остальных. Мы попытаемся кратко рассмотреть каждый поисковик под этим углом. Вряд ли имеет смысл погружаться в технические детали; пройдемся просто на концептуальном уровне. Этого достаточно, чтобы оценить текущее положение дел и осознать перспективу.

 

Материалы близкой тематики:

Posted in Основы контентной оптимизации.